УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

R I T M O S

О школе Леопольда Бюске “Физиологические Цепи”

- Введение

- Представление метода цепей

- Цели метода физиологических цепей

- История метода цепей

Физиологические цепи представляют собой анатомическое и

физиологическое прочтение человеческого тела.

Это не теория.

Это не философия.

Я работаю кинезитерапевтом с 1968 г., остеопатом с 1979 г. Преподавал в Остеопатическом Колледже Сазерленда до 1994 г. Тогда у меня появилась потребность на время прервать преподавание, чтобы полностью посвятить себя работе по интеграции, синтезу и связыванию воедино всего, чему я научился. Декодирование тела, функционирующего на всех уровнях в рамках системы цепей, представлялось необходимостью, и стало для меня путеводной нитью на несколько десятков лет.


Современная медицина развивается в направлении специализации. Это залог прогресса. Но также из-за этого пациент зачастую оказывается «расщеплен на куски». Метод цепей позволяет выявить взаимосвязи между всеми частями тела, объединить его путем синтеза на основе полного мануального осмотра и лечения с глобально поставленными целями.


Метод цепей – это не лечение болезней, которые относятся к компетенции медицины, а лечение дисфункций с целью восстановить у пациента функциональное равновесие, необходимое для восстановления динамики здоровья.



Представление метода цепей


Тело – это генетически запрограммированная организация.

Его программа основана на анатомии и физиологии.


Физиологические цепи – это конкретные анатомические контуры, которые управляют статикой, динамикой и компенсациями.

Существует два типа цепей.


Цепи статики : соединительные

1- Мышечно-скелетная цепь статики,

2- Нервно-сосудистая цепь статики,

3- Висцеральная цепь статики.


Динамические цепи : мышечные

4- Мышечные цепи сгибания,

5- Мышечные цепи разгибания,

6- Скрещенные мышечные цепи открытия,

7- Скрещенные мышечные цепи закрытия.



На этой анатомической методической канве организована физиологическая программа в сочетании с автоматическими системами регуляции (автономная нервная система), и уравновешивания:

- проприоцептивность: мышечно-скелетное уравновешивание,

- гомеостаз: органическое уравновешивание.


Базовая программа имеет генетические параметры, которые обеспечивают нормальное функционирование и хорошее здоровье.



Цели метода цепей : лечить дисфункции


Дисфункции появляются, когда равновесие физиологии, в нормальном случае автономное, оказывается нарушено напряжениями. Напряжения выражаются на уровне одной или нескольких цепей и расстраивают гармоничное функционирование.


Цель лечения – расслабить напряжения различных цепей, чтобы позволить организму вернуться к его естественному функционированию. Это лечение подходит для физиологии всех возрастов, от маленьких детей до взрослых, от людей, ведущих сидячий образ жизни, до спортсменов высокого уровня.


Метод цепей лечит дисфункции. Он не лечит патологию. В случае наследственных проблем, значительных травм, патологий, цель метода – только облегчить симптомы, улучшить функционирование пациента в пределах его возможностей.



История метода цепей


1968 :

Получение диплома по кинезитерапии.

С первых лет частной практики я стал работать с профессиональными спортсменами, которые требуют точных диагнозов и быстрых результатов. Было необходимо дополнить и углубить мои знания.


1975 :

Начало остеопатического обучения: Остеопатический колледж имени Сазерленда.


1977 :

Обучение по системе Мезьер, у Франсуаз Мезьер и Филиппа Сушара.

Эти два курса обучения – остеопатия и система Мезьер, которые я проходил параллельно, показывали мне два различных полюса. Если выразить это схематично, система Мезьер была полностью посвящена мышцам, а остеопатия в то время была полностью посвящена Суставам. Хотя преподаватели в обеих системах были превосходными специалистами, их предложения не сочетались между собой. Мезьер не выносила, чтобы с ней говорили о других проблемах, помимо мышечных, а остеопаты смотрели на мышцы «снисходительно». Но положительной стороной этих ограниченных подходов было то, что в рамках своей логики и практики преподаватели вели исследования очень активно. Они играли роль двигателя развития.

 

Подведем итог развития методик, включающих понятие мышечных цепей, в этот период.


- Задняя цепь. Метод Мезьер.

С исторической точки зрения, Франсуаза Мезьер была первой физиотерапевтом, которая уделила большое значение работе с цепями. Ее предложение было определяющим. Ее методика породила несколько методов. Мезьер рассматривала исключительно заднюю цепь, идущую от головы до ног. В эту заднюю цепь входили исключительно мышцы, занимающиеся разгибанием. Другие мышцы она не рассматривала и не описывала. Но когда мы видели, как она работает, мы понимали, что интуитивно она идет гораздо дальше и лечит также мышцы переднего плана. Она была пионером в этом способе лечения, и ее теоретические гипотезы отставали от ее практической работы.


- Мышечные и суставные цепи. Метод Струйф-Дени (Struyf-Denys G.D.S)

Позднее коллега Мезьер, Годлив Струйф-Дени предложила более полную организацию с несколькими цепями, которые она назвала мышечными и суставными цепями.


- Общая постуральная реабилитация (ОПР). Метод Сушара.

В то же время, Филипп Сушар (Philippe Souchard) отмежевался от метода Мезьер. Он предложил собственный метод, который назвал ОПР. Как и другие вышеназванные методы, он был интересен, но его связность и целостность представлялись мне сомнительными.


1979 :

Директора Колледжа Сазерленда пригласили меня вести занятия, как дипломированного специалиста по остеопатии.

Я выбрал следующие темы занятий:

   - организация и лечение мышечных цепей

   - организация и лечение черепа.


Этот выбор вызвал удивление директора по учебной части, потому что связь между мышцами и черепом была тогда не установлена.

Но выбор был основан на моей уверенности: череп – неотъемлемая часть тела, и динамика цепей должна его касаться непосредственным

образом.


Мне надо было выявить следующее:

   - мышечную организацию в методической системе цепей,

   - связь между мышечными цепями и черепом.


И началось прекрасное и увлекательное исследование.


Чтобы понять мои действия, надо принять во внимание следующие наблюдения:


 - Проходя обучение, я понял, что человеческое тело в своей работе управляется системой цепей. Меня не удовлетворяли существующие предположения. Я не мог занимать исключительно критическую позицию, мне нужно было найти и предложить другую модель. Когда мы решаем начать подобную работу, есть очень важный и страшный этап, который известен всем авторам книг – оказаться в одиночестве перед белым листом. Белый лист дает нам свободу писать все, что угодно. Я сразу же понял, что не нужно теряться в интеллектуальной работе. Цель – не выдвинуть еще одно личное предположение.  Проект был следующим: «Если цепи существуют в действительности, то их существование можно доказать только внимательным прочтением анатомии». Надо было просто «прочесть анатомию». В итоге выдвинутое нами предложение цепей должно было представить собой «плеоназм функциональной анатомии».


Чтобы открыть для себя цепи, надо также иметь «код доступа», «компас», чтобы не потеряться. Этим компасом стала для меня книга «Моторная координация»  (« La coordination motrice » (Ed Masson)), Пире и Безье (Piret, Bézier) (бельгийские физиотерапевты). В этой книге мышечная организация описана на основе прямой системы и скрещенной системы. Это предположение меня сразу заинтересовало, и я попытался проверить, не вписывается ли мышечная организация природным образом в эти прямые (продольные) и косые (скрещенные) линии.

 

Это было настоящим открытием – я восхищением увидел, что мышцы вписываются в эти контуры с полной непрерывностью направления и

плана.Детали, оригинальные тонкости анатомии находят простое оправдание в «функциональной последовательности» мышц. Некоторые

мышцы, таким образом, открывают свою подлинную роль. Еще одно важное наблюдение: когда я оказывался перед белым листом, я всегда

старался не навязывать интеллектуальную гипотезу, а «провоцировать анатомию», пытаясь продлить цепь на те зоны, которые я еще не

анализировал. Я говорил себе: «Если система цепей существует, то анатомия должна подтверждать непрерывность траектории, должны находиться мышцы, которые точно обеспечивают продолжение». И каждый раз я получал подтверждение. С головы до ног, этот «компас» ни разу меня не подвел. Даже мышцы глаз, мышцы височно-нижнечелюстных суставов, мышцы ног полностью вписываются в эти контуры. Когда мышечные цепи были анатомически определены, основанная на них практика получила новый импульс развития. Каждая из техник, которые я предлагаю в Методе, направлена на цель уравновешивания определенной цепи и полностью основывается на ее анатомической траектории. Именно анатомия каждый цепи диктует новые маневры, поэтому они являются специфически присущими методу физиологических цепей.


В этот период исследований «по счастливой случайности» мне довелось лечить несколько спортсменов высокого уровня с пессимистичными медицинскими прогнозами. Трудности этой работы заставили меня еще сильнее погрузиться в анализ и лечение цепей, чтобы решить проблемы этих игроков международного класса. Мой кабинет стал настоящей лабораторией для тестирования моих идей. Одновременно с этим я должен был ясно формулировать свое ноу-хау, чтобы вести занятия. С тех пор я понимаю, что между личной практикой и преподаванием устанавливается постоянное синергетическое взаимодействие: одно все время подпитывает другое. Преподавание требует как можно большей ясности, точности и правильности. Лекции должны подкрепляться примерами, которые требуют четкого построения, практики и описания. В рамках этого развития вскоре стало необходимым написать несколько книг, чтобы увековечить эти идеи, чтобы новые предложения не были искажены или не так поняты. Написание книги – это новый этап истины, честности. Мы излагаем наши гипотезы во всей их многогранности  и выставляем их на критику наших коллег. Я пишу эти строки в 2012 г., и по мнению профессионалов, восемь книг, написанных о цепях, очень хорошо прошли это испытание.



1982 :

Структура мышечных цепей делалась все более понятной. Именно тогда была издана первая книга о мышечных цепях Корпуса.

Но в моей личной практике лечение некоторых пациентов показывало значительные отклонения в программировании цепей, например,

при сколиозах, деформациях грудной клетки, нарушениях осанки при хронических болях, лопаточно-плечевых периартритах,

деформациях колен, подвывихах коленной чашечки, косолапости, изменениях свода стопы и т.д.

В чем логика этих деформаций? В чем логика этой кажущейся анархии мышечных напряжений? Стоит ли довольствоваться попытками

исправления деформаций, которые во многих случаях с трудом поддаются этому. Понять травматические случаи было сравнительно легко.

Но все хронические нарушения оставались с трудом объяснимыми.

Если мы стремимся «исправить пациента», мы действуем авторитарно и практически вслепую. При постурировании, основанном на этой

стратегии, применяется удлинение и вытяжение. Это мощное постурирование, которое направлено на то, чтобы «расслабить» мышцы.

Прежде чем пытаться исправить и уравновесить статику, надо задаться самым важным вопросом: «Почему у пациента нарушена статика?»

Для этого всегда есть причина.

Я понял, что нельзя говорить пациенту: «У вас болит позвоночник, потому что у вас неправильная осанка. Я ее вам исправлю». Если у

пациента сильно нарушена осанка в статике, это значит, что на самом деле у него сложилась статика, наиболее подходящая для того,

чтобы оптимально справляться с его внутренними проблемами.


«Мы не выбираем нашу статику, а принимаем ее в зависимости от наших возможностей».

(д-р Патрик ТЕП (Dr Patrick TEPE).


Вот почему мы так стараемся найти «договор», то есть отношения, которые связывают мышечные цепи с висцеральной организацией.

Для меня становилось ясно, что висцеральный, внутриполостной план может управлять любой цепью, когда в нем есть напряжения и боли.

Этот новый этап привел меня к пониманию полостей.


Связь содержащего и содержимого стала ясной и понятной. Она стала основой для более глубокого развития метода цепей. «Мышечно-скелетное содержащее – висцеральное содержимое». Также категория «содержащее-содержимое» применима к психосоматическому отношению, которое на самом деле является психо-висцеро-соматическим. Дело в том, что напряжения, которые приходят с псхиологического уровня, проникают в тело на висцеральном плане и наконец соматически выражаются в мышечно-скелетном плане. Надо уточнить, что к нашей компетенции относится только мануальное лечение структурных, соматических напряжений. Расслабление мышечно-скелетной и висцеральной цепи, естественно, в некоторой степени вызывает освобождение в психологическом плане. Если пациент освободится от соматических напряжений, то психоанализ или психотерапия, которыми занимаются психолог или психиатр, будут проходить более успешно.


1986 :

Важный этап для формирования цепей.

Когда я стал директором Остеопатического Колледжа, я понял необходимость преподавать подготовку по методу цепей в обстановке, независимой от теорий и узких традиционных философий, где я мог бы создать все условия, необходимые для развития Метода. Тогда я пригласил своего друга, Бернара Пионье (Bernard Pionner),  работать со мной. У нас была очень похожая программа преподавания, потому что мы учились остеопатии в одной группе, а также учились у Мезьер практически одновременно. Я рассказал ему о новизне и развитии метода, и он сразу поддержал этот образовательный проект. Мы до сих пор работаем вместе. С годами к нам присоединились еще сорок преподавателей.


1990 :

Описание висцеральной цепи.

Так как отношения между мышечно-скелетной и висцеральной системой были четко определены, надо было структурировать висцеральную практику, чтобы привести ее к той же логике и цельности, что и Метод цепей. Этим важнейшим вкладом в Метод мы обязаны Мишель Бюске-Вандерхайден (Michèle Busquet-Vanderheyden), которая разработала описание, осмотр и специальное лечение висцеральной цепи, соответствующее Методу. Вначале на уровне полостей – брюшной и тазовой (том 6 – 2004). Затем на уровне полостей грудной клетки, горла и рта (том 7 – 2008). Наш ежедневный обмен опытом в личной практике, лечении, преподавании и написании книг помог нам осуществить наблюдения и синтез, необходимые для поддержания и развития метода.


Тома 6-7 о висцеральной цепи были написаны, чтобы точно описать цепную организацию висцерального плана от основания черепа до промежности. Такое описание было предложено впервые. Эти книги также имели целью показать методику и внутреннюю целостность нашей специфической практики. Невозможно спутать ее с другими методами, основанными на мобильности и мотильности.


1994 :

Включение висцеральной цепи в функционирование цепей позволяет рассмотреть глубинные механизмы мышечно-скелетной организации. Суставная биомеханика становится понятна во всех своих различных компенсациях, только если мы включаем ограничивающие подвижность воздействия висцеральной цепи. Чисто суставные гипотезы на уровне таза, позвоночника и конечностей в настоящее время устарели. Новая точка зрения, которая предлагается Методом, конкретизирует включение висцеральной цепи в мышечно-скелетную организацию.


1999 :

Интеграция нейро-сосудистой цепи.

Она естественным образом вписывается в концепцию цепей с присущими ей функциональными требованиями. С 1995 г. я узнал, что наш австралийский коллега Баттлер (Buttler) в своих великолепных работах подходил к лечению нейро-менингеальной системы прежде всего на периферическом уровне, но забыл о важных частях этой цепи: внутриполостной висцеральный нейро-менингеальный слой и центральный нейро-менингеальный слой на уровне черепа. Сделанные в рамках Метода открытия насчет висцеральной цепи и черепа позволяли прагматично дополнить нейро-менингеальную систему в полостях. Нейро-менингеальная системы всегда сопровождалась сосудистой структурой (сосудисто-нервный пакет); эта нейро-менингеальная система была названа нейро-сосудистой цепью.


2004 :

Я заканчиваю труд нескольких лет по цепям на уровне черепа. Действительно, цепи не останавливаются на уровне черепа, а продолжаются по анатомическим траекториям, ясно видным в черепной полости. Я написал две книги о краниальной остеопатии и офтальмологии и чувствовал, что, чтобы не оказаться в тупике, надо изменить традиционные методы анализа и практики, которые предлагаются остеопатией в краниальной области. В 2004 г. был написан том 5. В нем содержится совершенно новаторский анализ черепа, и специфическая практика основана уже не на дыхательной подвижности черепа, а, как и для других цепей, на расслабляющем постурировании. Наши предложения по краниальной и висцеральной работе невозможно спутать с методикой остеопатии. Поскольку мы преподавали и практиковали остеопатию на протяжении нескольких лет, мы все понимаем ее важность как двигателя развития нашей профессии. Но, практикуя искренно и с полной самоотдачей, мы убедились, что некоторые теории, особенно застывшие в результате уважения к традиции, заводят нас в тупики. Надо развиваться, чтобы практика на уровне черепа была более понятна и получила признание, которого она заслуживает. Более ста лет прошло после публикации работ основоположников, Сазерленда и Магуна (Sutherland, Magoun); разумеется, они заслуживают уважения. Приспособив их предложения к научной реальности, мы способствуем их признанию.


2008-2012 :

 Изменилось название Метода.

 Мышечные цепи стали физиологическими цепями – это лучше соответствует организации цепей, которая включает не только динамические мышечные цепи, но и статические висцеральную и нервно-сосудистую цепь.


Мы успешно применяем Метод в лечении маленьких детей.

Чтобы подойти к лечению детей, потребовалось много лет подготовки. Мишель Бюске-Вандерхайден проделала огромную работу на основе лечения 10 000 младенцев, и приспособила метод для лечения, в том числе, грудных детей. В томе 8 изложены основы этой работы, чтобы у каждого практикующего врача были «ключи» к логике лечения младенца Методом цепей. Автор предлагает семинар по лечению маленьких детей, с участием педиатра и психолога. В следующие годы эта специализация будет особенно активно развиваться, ведь в работе с детьми ошибок быть не должно. Она требует безукоризненной работы врача и особого уважения к пациенту.


Несколько университетов в Европе и Америке заинтересовались Методом и начали проводить исследования в этом направлении. На данном этапе эта работа становится необходимой для подтверждения обоснованности нашего «ноу-хау».