УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

R I T M O S

О школе последипломного остеопатического образования “ПИЛОТ”

1. История появления школы "ПИЛОТ"

1.1    Предыстория школы "ПИЛОТ"

1.2.    Идея первой в России последипломной остеопатической  школы

1.3.    Реализация идеи школы "ПИЛОТ"

2. Место расположения школы «ПИЛОТ»

3. Общая структура школы "ПИЛОТ"

4. Статистика  10 лет работы школы «ПИЛОТ»

5. Общая методологическая основа школы «ПИЛОТ»

5.1. Концепция школы “ПИЛОТ»  

5.2. Основные задачи школы «ПИЛОТ»

5.3. Общая  дидактическая модель «ПИЛОТ»

5.4. Общая остеопатическая методология от школы «ПИЛОТ»

5.5. Теория фундаментальных наук в школе «ПИЛОТ»

5.6. Остеопатическая теория  по тематике школы «ПИЛОТ»

5.7. Экспериментальная часть семинаров школы «ПИЛОТ»   

5.8. Моделирующие медитации от школы «ПИЛОТ»

5.9. Динамическая йога в школе «ПИЛОТ»

6. Аполитичность школы «ПИЛОТ»

7. Путешествия в программах обучения школы «ПИЛОТ»

8. Партнеры школы «ПИЛОТ»

ДЕСЯТЬ  ЛЕТ ОДИНОЧНОГО ПИЛОТИРОВАНИЯ






24 сентября 2015 года первой

и пока единственной в России

частной школе последипломного

остеопатичекого образования

под названием «ПИЛОТ»

исполнилось 10 лет







1. История появления школы «ПИЛОТ»


История любой школы, как правило состоит из двух частей: до первого дня её работы и после. Все что было до её официального открытия – это большая интрига предыстории. А вот все что произошло с момента начала занятий – это всё реальная история развития уже существующей школы.

24 сентября 2005 года в школе Доктора Литвинова «ПИЛОТ» прошел первый семинар, в котором участвовали 12 остеопатов (см. фото 1). Этот день я считаю днем рождения школы. Днем начала приятных мучений подготовки очередных семинаров, днем начала сомнений в правильности дидактических конструкций и конечно же днем начала ожидания адекватной и не адекватной критики. Но много, много произошло еще задолго до этого памятного дня, а еще больше изменилось за прошедшие 5 лет с этого первого семинара.

Но… даты дня рождения школы уже не изменить… 24 сентября…
























 24 сентября 2005 года.

Первый семинар в школе «ПИЛОТ».

Первая группа в составе двенадцати дипломированных врачей – остеопатов.


По правую руку от Литвинова И.А. Администратор и секретарь школы Литвинова Алёна.








1.1 Предыстория школы «ПИЛОТ»


Начало меня как частнопрактикующего врача, работающего руками, было положено в 1989 году после прохождения курса первичной специализации по «вертебро-неврологии и основам мануальной терапии» в ГИДУВ г. Казани на кафедре, возглавляемой на тот период Виктором Петровичем Веселовским. Плотное общение в течение ряда лет с самим Виктором Петровичем и преподавателями кафедры не прошло для моего врачебного мировоззрения даром. В последующем меня ждало не менее плодотворное общение с сотрудниками кафедры Мануальной терапии и рефлексотерапии ГИДУВ г. Новокузнецка. Итоги приобщения к мануальной терапии через эти две кафедры были следующие: пропитался энтузиазмом лидеров преподавания основ мануальной терапии и вертеброневрологии тогда ещё в СССР и начало меня как преподавателя через участие в иллюстрировании и в конструктивном обсуждении содержания пяти книг. Опыт во многом был получен большой. А главное что при этом я оставался свободным и независимым художником… Рисовал... Частно практиковал… Учился…

Через 8 лет частной практики по мануальной терапии я оказался перед не простым выбором: поступать или не поступать в Европейскую Школу Остеопатии (ESO). Сомнение опиралось на уже имеющийся опыт в краниосакральной терапии, в висцеральной терапии, в мышечно-энергетических техниках, в прямых и непрямых миофасциальных техниках. Около трёх месяцев сомнений и раздумий ушло на принятие мною решения по вопросу своего дальнейшего профессионального роста – П О С Т У П А Т Ь !!!! (1997г.).

Окончив в 2001 году ESO (г. Мейдстоун, Великобритания) я неустанно практикую, преисполнен идеями и нарастающим желанием преподавать (за плечами как-никак уже более 12 лет свободной «ручной практики»). И реализация этого желания приходит сама собой: в Сан-Диего (Калифорния, США) на семинаре Филиппа Друэля в Детском остеопатическом центре Виолы Фрайман (2001г.) мы встречаемся с Тамарой Ивановной Кравченко… Поговорили. Обсудили. Изначально мы определили, что моей основной задачей будет: попытаться за 2-3 года приблизиться к написанию методологии остеопатии. Под флагом этой идеи-задачи – «написания остеопатической методологии» – я в течение почти трех лет проректор и преподаватель Русской Высшей Школы Остеопатической Медицины. Но идея зависла в воздухе, не реализовавшись на бренной земле, по местным «техническим» и организационным причинам. Начиная с 2003 года я в опять в свободном полёте… Только пациенты и семья…









1.2. Идея первой в России последипломной остеопатической школы


Итак, всю вторую половину 2003 года и первую половину 2004 года я не преподаю – только лечу пациентов. Преподавать хочется… Но где?.. Но что?.. Но как?.. Отдельные семинары?.. На какую тему?.. Как сделать так, чтобы было интересно?.. Наработаны новые остеопатические подходы?.. Как и на основе чего их объединить?.. Одни вопросы, вопросы и вопросы к себе! Год рассуждений и построений комбинаций из своих знаний, из своего опыта, из теоретических и практических идей. Как всё-таки должны выглядеть те учебные процессы, которые всё-таки ориентированы на методологию в остеопатии… или… остеопатическую методологию?..

И вот наступает «день ожидаемого наваждения». Ранняя весна 2004 года… Прилетая домой (в Россию) с пересадкой во Франкфурте на Майне, я вдруг все «вижу»… я понял как все «расставить» и чем «наполнить». Я сижу в кафе промежуточного аэропорта в Европе и всё пишу, всё пишу: комбинирую, объединяю, детализирую и классифицирую. В результате получается 7 уровней по 4 дня и с общей концепцией!!! В последующие 3 часа, уже будучи в самолете, я писал без остановки концепцию и детализацию каждого из этих «новорожденных» семи семинаров.








1.3. Реализация идеи школы «ПИЛОТ»


Итак, идея направления последипломной остеопатической школы есть, есть концепция этой школы для дипломированных врачей-остеопатов, есть детализация по содержанию всех семи уровней, есть даже идеи по новой оригинальной стилистике преподавания... Но это всё только на бумаге… Как начать? С чего начать? Кто поможет?

Почему-то все основные этапы появления и развития школы происходили где-то за рубежом… Вот и теперь, будучи на очередном семинаре в школе Джона Аплетжера во Флориде (США), я обращаюсь со своими планами и идеями к Константину Владимировичу Шарапову (на тот момент он президент Регистра остеопатов России). Подумали, посоветовались и решили – под эгидой Регистра развернуть этот первый опыт последипломного системного остеопатического образования в России (серия мастер-классов под общей методологической идеей). Поддержка со стороны Мохова Дмитрия Евгеньевича в виде сдержанного интереса и бодрящего одобрения не оказалась лишней – путь для информации о новых последипломных семинарах для выпускников и старшекурсников остеопатической школы (Института остеопатической медицины при МАПО г.Санкт-Петербурга), возглавляемой им на тот момент, был широко открыт.

В результате школа «ПИЛОТ» начала свое свободное плавание в нише последипломного остеопатического образования в России.









2. Место расположения школы «ПИЛОТ»


Расположена школа «ПИЛОТ» в зелёном и уютном месте Подмосковья – на территории дома отдыха «Москвич». Дом отдыха находится в чудесном хвойном лесу неподалеку от Москвы. В этом районе поблизости нет крупных автомагистралей и населенных пунктов, поэтому вас ожидает прекрасный чистый воздух и великолепная природа.

  Проживание слушателей и занятия школы проходят в одном комплексе жилых корпусов дома отдыха. Номера для проживания разного уровня благоустройства и по вполне доступной  цене, включающей  трехразовое питание. Пансионат «Москвич» находится в экологически чистой лесной зоне с красивым небольшим прудом. Территория дома отдыха облагорожена клумбами и газонами, выложены пешеходные дорожки. Своим гостям пансионат предоставляет проживание в двухэтажных уютных коттеджах, построенных из красного кирпича. Каждый коттедж вмещает в себя 12 номеров. А одновременно в комплексе могут жить 720 человек.









    














Дом отдыха «Москвич» и школа «ПИЛОТ»

ждут вас в свои объятия.







3. Общая структура школы «ПИЛОТ»


А начала работать школа «ПИЛОТ» совершенно под другим названием: «Мастер-класс от Доктора Литвинова И.А. 7 платных консультаций для практикующих врачей-остеопатов». Но после выхода в свет очередной новой редакции «Положения о лицензировании образовательной деятельности» правительства Российской Федерации (2007г.) все в одночасье вокруг школы изменилось. «Мастер-классы» и «платные консультации» превратились в «школу дополнительного последипломного остеопатического образования», в которой к этому моменту (так уж получилось) прошло уже около 30 семинаров. А на сегодня в школе прочитано уже 98 семинаров.

Название школы возникло не сразу. Пилот – это человек ведущий кого-то или что-то по определенному пути, а точнее по определенному маршруту. Общий вектор направления всей команды обучающихся в школе врачей-остеопатов понятен, определен и намечен на «карте жизни» – почему бы не «Пилот». Школа «ПИЛОТ»… Школа ведущая по маршруту методологического, технического, сенсорного и философского остеопатического усовершенствования самих докторов-остеопатов. И расшифровка названия школы вполне адекватная ситуации: Последипломный Интенсив Литвиновских Остеопатических Технологий – «П И Л О Т» . Кстати сказать, параллельно, примерно в этот же период времени, появился и Центр Мануальных Технологий под руководством Шарапова Константина Владимировича, занявший место также в нише последипломного остеопатического образования.

Первые два года существования школы она называлась по другому… Да и мы все были совершенно другими. Ну а о себе и говорить много не буду: изменения в себе, вокруг себя, в своём «Я» – при полной преподавательской реализации себя – фан-та-сти-чес-ки-е. Воистину получается – чем больше отдал своим ученикам, тем больше приобрёл сам.

СЕМЬ УРОВНЕЙ мастер-класса в 2008 году разбились в школе «ПИЛОТ» на две неравные части. Три первых семинара теперь называются «БАЗОВЫМИ». Четыре последующих уровня, состоящие из семи семинаров, приобрели название – «ОСНОВНЫЕ». Стали переписываться и редактироваться «старые» методички школы на «новые» с разделением их на две части: «Теория» и «Практика». На первых трёх уровнях появились учебные презентации по практике семинара, записанные на DVD дисках.

«БАЗОВЫЕ семинары» ставят задачи сориентировать слушателей в общей методологии школы; «откалибровать» и выровнять их в умении выполнять как статические так и динамические гармонизирующие техники в состоянии нейтральности и деконцентрации; дать возможность пальпаторно осмысленно и технически легко различать основные тканевые поля тела, основные ритмики тела и тонкие движения в тканях; помочь врачам найти в своей практике место для функциональной пальпации и алгоритмов функционального остеопатического анализа тела.

Некоторые отсеивались уже на этих первых трех уровнях – очень интенсивный поток теории, продвинутой диагностической и терапевтической практики (ведь в первые три дня из четырёх занятия длятся до 22.00, а то и до 23.00). А некоторые и вовсе не понимали перспектив своего креативного развития – т.е. не видели, куда мы идем, и тем более – зачем мы вообще идем в развитие творческого остеопатического подхода.

«ОСНОВНЫЕ УРОВНИ и их семинары», следующие вслед за «базовыми», предлагают слушателям расширение методических возможностей остеопатии: через дополнительные варианты функционального анализа состояния тела; через смешение тканевых полей; через специфическую локальную или региональную нейтральную пальпацию с выходом на ритмическую целостность тела и наконец-то через оригинальный функциональный алгоритм оценки гармонии в ритмической целостности организма

На этих уровнях отсев слушателей оказался значительно меньше и к тому же около 10 человек уже вернулись назад на обучение или спрашивают как и когда это можно сделать – вскочить в текущий график на свой очередной уровень.










    













Октябрь 2005 года.

Вторая группа школы «ПИЛОТ»







4. Статистика 10 лет работы школы «ПИЛОТ»


Сейчас, когда за спиной около 100 семинаров и написаны методички на все десять семинаров школы, можно подвести текущие итоги. Но… прежде чем дать сжатую характеристику школе, описав её в целом и в деталях, предлагаю вам сначала немного статистики. Статистика всегда даёт четкое представление о том, что и как реально происходит…

За десять лет работы школы «ПИЛОТ» на обучение набрано 19 групп средней численностью 22-26 дипломированных врачей-остеопатов или студентов старших курсов различных остеопатических школ. Новая, уже 20-я, группа начнёт свои занятия в январе 2016 года. А на момент выхода этой книги в школе будет прочитано 100 семинаров, каждый из которых длится 3, 4 или 5 дней – это почти целый рабочий год на «сцене театра одного актёра»!!!

Посмотрим сколько же слушателей посетили отдельные «акты» этого «театра» под названием «ПИЛОТ» :


1-й уровень «Объемные трансформации» (5 дней) –

посетили 339 врачей-остеопатов.

2-й уровень «Тканевые поля» (5 дней) –

посетили 226 врачей-остеопатов.

3-й уровень «Конвергенция и дивергенция» (5 дней) –

посетили 192 врача-остеопата.

4-й уровень «Системные органы» (4 дня) –

посетили 176 врачей-остеопатов.

5-й уровень 1-я часть «Полости тела» (4 дня) –

посетили 163 врача-остеопата.

5-й уровень 2-я часть «Полости тела» (4 дня) –

посетили 128 врачей-остеопатов.

6-й уровень 1-я часть «Мышечная сеть» (4 дня) –

посетили 109 врачей-остеопатов.

6-й уровень 2-я часть «Мышечная сеть» (4 дня) –

посетили 73 врача-остеопата.

7-й уровень 1-я часть «Информационная сеть» (3 дня) –

посетили 13 врачей-остеопатов.

7-й уровень 2-я часть «Эмоциональные поля» (3 дня)  –

посетили 11 врачей-остеопатов.


Непосредственно же к десятилетию школы, судя по графику семинаров на период лето–осень 2015, будет прочитан уже сотый семинар!!! Таким образом, за десять лет существования школы, я 400 дней провёл вместе с интереснейшими людьми – «врачами-остеопатами», которые ищут в остеопатии свое творческое начало; которые жаждут новых и порой не простых знаний; которые не отказываются от новых более оптимальных практических навыков и от новых сенсорных навыков; которые желают продвинуться в методологии остеопатии на более высокие рубежи.

Учебно-методический разбор реального пациента – это обязательная практика школы «ПИЛОТ». На первом уровне за один 4-х дневный семинар я демонстрирую лечение двух–трех пациентов. На шестом уровне мне удаётся продемонстрировать диагностику и лечение 12-14 пациентов. После несложных подсчётов можно смело сказать, что на прошедших 98 семинарах было продемонстрировано более 400 остеопатических сеансов по методологии школы Доктора Литвинова И.А. «ПИЛОТ».










5. Общая методологическая основа школы «ПИЛОТ»



5.1. Концепция школы «ПИЛОТ»


Концепция школы может быть охарактеризована в 2-х фразах:

«ГАРМОНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»,

«ИНИЦИАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА В КАЖДОМ ВРАЧЕ-ОСТЕОПАТЕ».

Если попробовать детализировать эти две основные идеи – получится 8 пунктов:

1. Врачи должны привнести в остеопатическую методологию и терминологию трезвый общебиологический рационализм, исключающий местами все-таки романтическую терминологию, а основой этой новой оригинальной остеопатической методологии может стать концепция «гармонии ритмической целостности тела».

2. Врачебное сознание (носителями которого являются люди с медицинскими дипломами) – это благодатное место возможного рождения новых оригинальных и переосмысления уже существующих принципов остеопатической методологии – это вполне естественный путь к дальнейшему развитию остеопатической медицины. И если сегодняшний Ваш слушатель завтра показывает как он кое-что модифицировал и усовершенствовал – это дорогого стоит. Это реализация основной концепции школы – врачебное независимое и самостоятельное творческое начало.

3. Анализ и синтез современных фундаментальных исследований в биологии и медицине могут дать врачам–остеопатам глубокое и творческое осознание внутренней сути своей диагностической и лечебной практики.

4. От общего к частностям в диагностическом процессе и от частных решений к общим принципам в лечебном процессе: определение характера нарушения целостности тела пациента и прежде всего его «ритмической целостности» с последующим устранением определённых локальных «ключевых» поражений с возвращением гармонии этой утерянной ритмической целостности (см. рис. 1,2,3).

5. Возможность у слушателей школы вести открытую дискуссию на занятиях погружает всех в атмосферу равного, заинтересованного и открытого обсуждения общих и частных вопросов методологии остеопатии. Это должен быть реальный клуб равных по интересам и равных по возможности высказывания своего мнения.

6. Опыт перцепции, сенсорный опыт, осознание руками, осознание всем своим телом и всей собственной сенситивностью, самостоятельный набор пальпаторной информации – 1-й этап познания искусства остеопатии. Сделал – почувствовал – есть, что обсудить с преподавателем. Но никак не наоборот – много говорить, много теоретизировать, много приводить примеров, много прописывать протоколов, – а потом… очень коротко и мало делать практически.























5-й уровень 1-я часть –« Брюшная полость».

Остеопатическая теория.     Ритмическая целостность полости.
























Пятый заход на постановочную серьезную фотографию о практических занятиях в школе «ПИЛОТ».

Опять все несерьезные и смеются.




7. Каждый слушатель школы должен быть погружен преподавателем в практический сенсорный опыт ровно на столько – на сколько ему требуется в текущий момент и на сколько он готов это воспринять всей своей физиологией и при всем своём пальпаторном опыте. Практика, практика и практика – это критерий роста истинной методологической пальпаторной грамотности и продвинутости слушателя.

8. Чем больше ты, как преподаватель отдал ученикам – тем больше ты познал вместе с ними сам. Ни один вопрос слушателя школы не должен остаться без ответа, зависнув в воздухе.























Четвертый уровень школы «ПИЛОТ».

Лекция по физиологии сенсорных систем.

Начало ответа на трудный вопрос от слушателя.








5.2 Основные задачи школы «ПИЛОТ»


У последипломной школы «ПИЛОТ» пять основных задач и если попытаться их расположить по значимости, получится следующая последовательность:

1. Привить докторам остеопатической медицины навыки независимого самостоятельного остеопатического и общенаучного мышления. Это не так уж и мало – иметь базовое медицинское образование, дополненное базовым остеопатическим образованием и при этом найти в себе возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться в избранной профессии; развиваться вне зависимости от тех стандартных штампов и устаревших схем, которые получены в стандартах двух базовых образований.

2. Развить и укрепить у докторов остеопатической медицины высокий уровень пальпаторных навыков и расширить диапазон их использования в своей ежедневной практике.

3. Дать возможность быть абсолютно самостоятельным и достаточно уверенным в интерпретации своих пальпаторных ощущений, получаемых во время диагностического и лечебного процессов, а интерпретировать их через призму современной науки и через глубокое понимание философии остеопатии.

4. Каждый очередной пациент должен отныне оцениваться во всех своих проблемах,  приведших его к остеопату, под эгидой: «ритмической целостности его тела». Поэтапно обучить этому слушателей и пропитать их практику этим насквозь, до последней их «косточки».

5. Дать инициацию творчества у врачей-остеопатов во время своей повседневной практики и инициацию умения у врачей-остеопатов экспериментальным путем оценивать прикладную эффективность своих собственных оригинальных вариантов методических подходов.








5.3. Общая дидактическая модель школы «ПИЛОТ»


Основной спецификой всех этих практических тренингов является – соединение оригинальных диагностических и лечебных остеопатических подходов (собственные разработки доктора Литвинова И.А.) с фундаментальными знаниями из области физиологии и патофизиологии, биомеханики и патобиомеханики, морфологии и восточной медицины.

 Каждый из семи уровней представлен на сегодняшний день во всех методичках школы и на всех занятиях девятью разделами:


1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

2. ЛЕЧЕБНАЯ ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

3. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯ ОСТЕОПАТИИ

4. ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА

5. ЧАСТНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ОСТЕОПАТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ

6. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

7. КЛИНИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ ПАЦИЕНТОВ

8. УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ МЕДИТАЦИИ

9. КОМПЛЕКСЫ ПО ДИНАМИЧЕСКОЙ ЙОГЕ

В разделе ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА врачами осваиваются общие принципы глобального и локального прослушивания тела пациента,  основной акцент при этом с первых дней обучения делается на нейтральность оператора.

В разделе ЛЕЧЕБНАЯ ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА врачам остеопатам предлагается освоить динамические и статические гармонизирующие техники.

В двух выше описанных разделах – ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА и ЛЕЧЕБНАЯ ПРАКТИКА – представлена также адаптированная к материалу семинара ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

Всё что представлено в разделе ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯ ОСТЕОПАТИИ каждой методички автор разделяет на три части:

1-я часть – работы по фундаментальным исследованиям в биологии и медицине;

2-я часть – классические исследовательские работы в остеопатии, в биологии и медицине по биомеханике и патобиомеханике тела человека;

3-я часть – медицина и философия востока для остеопатов.

В разделе ЧАСТНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ОСТЕОПАТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ слушатели знакомятся с алгоритмами диагностики и лечения наиболее часто встречаемых в остеопатической практике проблем тела.

В разделе ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ слушатели знакомятся через экспериментальный подход с некоторыми характеристиками физиологических феноменов, анализируемых при диагностическом остеопатическом процессе и регулируемых в процессе лечебных остеопатических воздействий.

В разделе КЛИНИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ ПАЦИЕНТОВ представлены пациенты с проблемами, которые соотносятся с основной темой семинара и с темами раздела частных лечебных остеопатических алгоритмов.

В разделе УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ МЕДИТАЦИИ представлены упражнения от школы «ПИЛОТ» которые позволяют слушателям более глубоко ощутить предлагаемый на семинаре практический материал.

В разделе КОМПЛЕКСЫ ПО ДИНАМИЧЕСКОЙ ЙОГЕ предлагается к освоению с последующим систематическим выполнением в межсеминарский период определённый комплекс упражнений по йога-пранаяме.








5.4. Общая остеопатическая методология от школы «ПИЛОТ»


Как уже упоминалось выше, основной задачей школы является пропаганда и усовершенствование оригинальной методологической основы под уже существующий у каждого врача-остеопата индивидуальный лечебно-диагностический остеопатический процесс (свой стиль работы). Отдельные направления разработки и вектора развития методологии школы «ПИЛОТ» выглядят так:

В рамках этой основной задачи решается вопрос детального поэтапного описания оптимального диагностического алгоритма и связанного с ним алгоритма подбора индивидуального рецепта лечебного остеопатического воздействия.

Общий лечебно-диагностический алгоритм и частные его варианты базируются на принципах:

 – «от общего к частному» (см. рис. 1, 2, 3);

 – «гармония в ритмической целостности тела человека»;

 – «функциональная пальпация – основа функционального анализа    состояния тела человека».






















Рис. 1.   Диагностические алгоритмы в остеопатической методологии.


А.  От общего к частному.

Б.  От частного к общему – развернутый протокол обследования.

В.  От частного к общему – использование скрининга в обследовании (исчезает большой раздел общих и локальных тестов).

t1. – время общих тестов  

t2. – время региональных тестов  

                     t3. – время локальных тестов
























Рис. 2.   Диагностические алгоритмы в остеопатической методологии.


А, Б, В – обозначения аналогично Рис.1.

А.  Обнаружение ключевой зоны на этапе общего прослушивания.

Б.  Обнаружение ключевой зоны на этапе сравнения регионов по локальным измененим в них.

             В.  Обнаружение ключевой зоны на этапе региональных тестов.






















Рис. 3.   Диагностические алгоритмы в остеопатической методологии.


А, Б, В – обозначения аналогично Рис.1.

А.  Функциональный анализ ключевой зоны на этапах региональных и локальных тестов –

ВЫХОД НА ГОТОВЫЙ АЛГОРИТМ ЛЕЧЕНИЯ.

             Б, В.  Анализ ключевой зоны через специфические тесты в конце диагностического алгоритма.




За основу всего диагностического алгоритма школы взяты методически модифицированные уже существующие и свои оригинальные приёмы:

 – общего функционального прослушивания тела – как базовый фун циональный анализ состояния тела,

 – регионального прослушивания тела – как инструмент определения гармонии ритмической целостности исследуемого тела,

 – локального прослушивания тела – определение ассоциированных с ключевой зоной зон тела – оценка состояния местных ритмик в их реципроктности к ритмической целостности тела,

 – функциональной пальпации – анализ функциональных связей между зонами тела, актуальными для терапии.

В результате получается достаточно лаконичный алгоритм, состоящий из нескольких взаимодополняющих друг друга «базовых» протоколов, которые поэтапно осваиваются на всех семи уровнях школы:

 – Базовый протокол общего прослушивания – первичный функциональный анализ ритмической целостности тела:

* Нейтральное,

* Фазы вдоха и выдоха торакального и фасциального

  метаболического дыхания,

* Основные тканевые поля,

* Конвергенция и дивергенция ассоциированных зон.

 – Прослушивание системных органов в рамках ритмической целостности тела;

 – Прослушивание системы полостей в рамках ритмической целостности тела;

 – Прослушивание мышечной сети в рамках ритмической целостности тела;

 – Анализ состояния энергоинформационных сетей в их реципрокности к гармонии ритмической целостности тела.

Методологию лечения, предлагаемую в школе, и техническое её наполнение в большей степени можно отнести к непрямым подходам. Однако это всё-таки больше техники «слияния» и «сочетания» различных методологических приёмов относящихся:

 – к прямым или непрямым подходам,

 – к динамическим или статическим приемам,

 – монотканевым или политканевым пальпаторным акцентам,

 – к быстрым или медленным ритмам тела,

 – к преимущественно к локальному, региональному или же только к   целостному восприятию тела пациента,

 – к гармонизации его структурно-функционального пространства   на всех основных ритмах.

С позиций гармонии ритмической целостности всего тела в его функции, в  его морфологии и в его энергоинформационных процессах в школе рассматривается диагностика и лечение отдельных нозологий или групп нозологий.

В процессе учебы разбираются как общие алгоритмы в подходе к диагностике и лечению, так и частные схемы диагностической оценки и формирования остеопатической рецептуры при наиболее часто встречаемых в рутинной практике остеопата проблемах тела взрослых пациентов или детей.

Слушатели школы не только теоретически знакомятся с методологией осмотра пациента и методологией подбора рецепта остеопатической терапии. Начиная с первого уровня, на занятиях проходят демонстрации реальных остеопатических сеансов по методологии школы «ПИЛОТ».

Если на первых 3-х семинарах это от трёх–четырех пациентов за все четыре учебных дня и только демонстрация сеансов, то, начиная с 4-го уровня, это лечение уже 8-9 пациентов и с участием слушателей, которым постепенно прививаются навыки группового лечения с освоением стандартов протокола группового лечения. Вот свежая информация по этому вопросу: количество полных клинических разборов на двух семинарах в январе 2010 (оба семинара – 6-й уровень 1-я часть) доходило до 14 пациентов за 4 дня (!) семинара. При этом в сеансе участвовало от 3-х до 8 врачей-слушателей и даже до 10 (в нескольких очень сложных клинических случаях).























Пришел маленький пациент…








5.5. Теория фундаментальных наук в школе «ПИЛОТ»


Этот сегмент преподавательского процесса в школе «ПИЛОТ» самый сложный по подготовке к семинару и наиболее часто оспариваемый по степени необходимости некоторыми слушателями. Одни врачи действительно спокойно и не без удовольствия слушают, доверяя лектору в обоснованности представления теоретического материала к анализу и синтезу его с философией остеопатии,  а другие протестуют по поводу сложности этого материала и не в состоянии принять его как обоснованную необходимость. Выход в данной ситуации один – исходя из степени готовности всей группы, сокращать некоторые разделы до уровня обзорного резюме по этой теме или же наоборот – расширять некоторые очень интересные и «вкусные» места её до коротких лекций на очень узкие темы. И это абсолютно укладывается в политическую концепцию школы – мы достаточно гибкие в подаче сложного материала для остеопатов, имеющих разную базовую подготовку. Ведь даже при наличии стандартов базового остеопатического образования в России – раскрываются разные темы в разных остеопатических школах в разных объёмах и с разными акцентами. А некоторых тем, предлагаемых в теоретической фундаментальной части школы «ПИЛОТ», и вообще даже не касаются в школах базового остеопатического образования (не в упрек им это будет сказано).
























Коронная короткая лекция второго уровня школы «ПИЛОТ» :

рассказ- сказка про «Ивана – Хондроцита»

(дезадаптационный гистогенез в межпозвонковом диске при локальных перегрузках).









5.6. Остеопатическая теория по тематике школы «ПИЛОТ»


Остеопатическая интерпретация диагностических и лечебных подходов, теоретических данных из фундаментальных остеопатических работ и исследований по биомеханике тела – это основной раздел каждого семинара. Как правило, по жизни это живой, притягательный, тонизирующий и возбуждающий слушателей, а следовательно инициирующий дискуссию в процессе обучения, раздел. Но дискуссии в этом сегменте носят больше прикладной (практический) характер – они вызваны желанием слушателей узнать нюансы и проследить методологическую логику до предела ясности собственного понимания материала.

Именно здесь концентрируется и преображается вся теоретическая база из сектора фундаментальных наук. Именно здесь появляется синтез всех предшествующих семинарских практических навыков и всех предшествующих теоретических изысканий. Именно этот раздел – место обобщающих интерпретаций и комплексного анализа остеопатической методологии от школы «ПИЛОТ».

Как сказал один из моих близких друзей – «У тебя все как в пазлах: «пазлы» отдельных тем (фундаментальная теория, остеопатическая теория, диагностика, лечение, эксперимент) складываются к концу семинара в одну большую картинку. А «пазлы» всех последующих семинаров,  складываясь с «пазлами» предыдущих семинаров во всё в большую и большую картинку, что всё больше и больше проясняет общую картину методологии школы – куда мы движемся и что у нас должно в результате получиться». Я бесконечно благодарен ему за эту ассоциацию – лучше не скажешь.

И действительно, на 5-м или 6-м семинаре многие коллеги говорят: теперь понятно, зачем были все предыдущие семинары… без них мы бы не смогли понять и ощутить столь ярко основную канву и тем более нюансы этого семинара – теперь многое стало ещё яснее и целостнее.









5.7. Экспериментальная часть семинаров школы «ПИЛОТ»


Очень интересный дидактический раздел каждого из 10 семинаров. И если в первых трёх семинарах – этот занимательный для новых слушателей процесс проходит только в вечернее время (с 20.00 до 23.00), то начиная с четвертого семинара, вся экспериментальная составляющая учебного процесса постепенно смещается на дневное время. А на 6-м и 7-м уровнях эксперимент смещается даже на утренние занятия и становится основой процесса обучения и усвоения учебного материала.

Что же такое – «экспериментальная часть» в школе «ПИЛОТ»? Дело в том, что один из принципов освоения и углубления диагностических, лечебных и просто пальпаторно-сенситивных навыков в школе «ПИЛОТ» является принцип – «делаем – делаем – делаем – делаем, ощущаем – ощущаем – ощущаем – ощущаем, обсуждаем-критикуем-задаем вопросы – отвечаем – отвечаем – отвечаем… систематизируем… и опять… Делаем». Но… делаем всё уже со знанием дела. То есть накапливается первичный опыт практического выполнения каких-либо диагностических или лечебных манипуляций как личный опыт врача без какого-либо навязывания ему ощущений через детальное описание того, что нужно ощутить (запрограммированные сенсорные ожидания у слушателя через их упреждающее «описание» преподавателем). И вот когда у каждого слушателя накапливается собственная база ощущений, вопросов, ответов, сомнений, ошибок, исправлений – есть о чем поговорить, есть что обсудить и есть что классифицировать, систематизировать и методически структурировать. А это опыт приобретенный самостоятельно, а не навязанный извне.

Что же касается экспериментального раздела – здесь задачи очень и очень разные, но основная задача этих действий – при использовании своих собственных сенситивных наблюдений – поставить эксперимент, получить данные, сделать предварительные выводы или даже предположения. А окончательные выводы – только после обсуждения в группе. Это позволяет моделировать на каждом семинаре и в каждой группе «маленькое творческое открытие». И это, пусть даже заведомо «тематическое изобретение велосипеда», дает творческий азарт в сердца и руки слушателей.

Две группы (около 30 человек), идущие впереди всех обучающихся в школе, получили недавно большое удовлетворение от собственной поисковой, творческой и исследовательской работы – у них экспериментальная часть на 1-й части 6-го уровня по факту заняла около 30% учебного времени!

Получается – всё-таки можно организовать на занятиях запланированный, управляемый процесс самостоятельного прохождения через исследовательскую работу к «маленькому творческому открытию» (правда открытию на заданную тему). Исследование прямо во время семинара с известной темой и вектором, но с не известным конечным результатом. Конечный результат известен только преподавателю, а врачи в небольших группах (от трёх до семи человек) исследуют, описывают и систематизируют какой-либо феномен или комплекс феноменов в теле модели. Эти феномены под экспериментальное исследование меняются от уровня к уровню, и объектом экспериментального исследования становятся: целостность тела, ритмическая «карта» тела, тканевое поле, энергоинформационное пространство тела, системные органы, полость или целая система полостей и т.д. Интересна не только исследовательская работа в группе. Крайне полезно побывать моделью – то есть в качестве исследуемого смотреть на эксперимент с «обратной стороны», получая при этом новый очень полезный и интересный сенсорный опыт и оценивая разную техничность пальпации исследователей твоего тела.

Когда ты видишь что в состоянии что-то обнаружить, пропальпировать, исследовать, описать, систематизировать и интерпретировать – ты начинаешь верить в свою творческую звезду, ты уже немного разбежался… взлетел!!!… Ты уже летишь!!!… Тебя оказывается здесь учат ещё и летать, делать виражи фантазии и разбирать собственные и групповые полеты наяву… Одно только можно сказать – это школа «пилотов»…










5.8. Моделирующие медитации от школы «ПИЛОТ»


В этом разделе на каждом из «базовых» семинаров представлены определенные упражнения, которые позволяют слушателям повысить свою сенситивность и более глубоко пропустить через свою перцепцию предлагаемый на семинаре практический материал. Сюда входят простые упражнения по медитации, адаптированные к теме семинара. Эти упражнения с последующим поэтапным их усложнением сочетаются с многократным общим прослушиванием тел медитирующих врачей – это то, что я сам называю «интенсивный сенситивный тренинг». И этот интенсивный тренинг активно продвигает всю группу существенно вперед на простор новых пальпаторных ощущений. Многочисленные повторы на общее прослушивание тела в различных смоделированных через медитацию состояниях дают о себе знать. «Многократное повторение – мать учения» и в остеопатической медицине. Это быстро нарабатываемый за счет повторов сенсорный стереотип.























Моделирующие медитации в школе «ПИЛОТ»

как вариант «интенсивного сенситивного тренинга».









5.9. Динамическая йога в школе «ПИЛОТ»


В этом относительно молодом разделе предлагаются к освоению адаптированные к поэтапному продвижению в этом направлении комплексы дыхательных упражнений и определенные техники гармонизирующих тело медитаций. Они не сложные в выполнении и по времени занимают не более 20–25 минут. Освоение всех упражнений каждого нового комплекса из семинара в семинар с последующим систематическим выполнением их в межсеминарный период – это выбор для каждого слушателя. Убедить в необходимости поддерживать себя в хорошей форме – это не трудно. Важнее дать ещё и инструменты такой поддержки – инструменты ухода за телом и инструменты ухода за собственным духовным состоянием. Вместе с тем многие и многие повторяющиеся наблюдения за своим телом во время дыхательных упражнений и тем более во время медитаций позволяют приблизиться к пониманию концепции «гармонии в ритмической целостности тела»










6. Аполитичность школы «ПИЛОТ»


Политика школы очень проста – «ни-ка-кой по-ли-ти-ки». Наше политическое кредо – никогда… Никогда ни с кем не воевать, никогда ни кому не мешать жить и дышать полной грудью. Открытость, лояльность и принятие всех мнений, которые находятся в русле общечеловеческих ценностей и не выходят за пределы профессиональной этики.

Мы открыты для выпускников любой остеопатической школы России. Мы готовы даже принимать к себе на обучение студентов старших курсов остеопатических школ. Мы ни в коей мере не критикуем существующие стандарты и программы базового остеопатического образования в этих школах. Мы добавляем свое к уже имеющемуся в дипломированных врачах-остеопатах или в старшекурсниках школ. И если то что мы даем помогает врачам-остеопатам в оптимизации их работы, в преображении их личной жизни, в изменении к лучшему их собственного мироощущения – это уже большое счастье для нас.














Любимый рисунок из моей книги «Остеопатические конспекты».

Он даже стал эмблемой первого уровня. Называется:

«ОСТЕОПАТЫ ВСЕХ ШКОЛ ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ»


Я говорю мы – потому что я уже давно не один. В школе работает целая команда ассистентов – четверо молодых и талантливых ребят. И это уже стало традицией – на каждом «базовом» семинаре присутствует один, два и иногда три ассистента (все зависит от количества слушателей), а на каждом из «основных» – один ассистент.

Мы готовы принять дипломированного врача-остеопата таким, какой он есть: со всеми «зажимами» в практических навыках, со всеми «сдвигами» в понимании сути своей новой специальности, со всеми «вопросами» к этой прекрасной, одновременно легкой и трудной работе остеопатом, со всеми «вопросами» теперь фактически и к остеопатическому стилю своей жизни. Мы даем себе трезвый отчет – что это всё не дефекты базового остеопатического образования, а проблемы самого формирующегося остеопата. Где-то не «догнал», где-то «упустил» из виду, где-то просто пропустил занятия, где-то не способен к систематизации и анализу полученных знаний и практических навыков, где-то боится себя самого, где-то даже не верит самому себе, где-то еще не хватает объёмов простых навыков, где-то абсолютно нет опыта в приеме определенного типа пациентов или определённых нозологий, а где-то и не хватает более глубокого понимания прикладных основ остеопатической философии.

Бережное отношение к работе других преподавателей – выпускникам и тем более к старшекурсникам остеопатических школ – ещё одно наше кредо. Многих преподавателей различных остеопатических школ России я знаю лично и… иногда таки обсуждаю с ними вопросы развития преподавания остеопатии в России. А вот заочно… заочно мы уважаем всех преподавателей всех Российских школ, взваливших на себя эту мучительно «сладкую» ответственность – готовить «штучный товар». А ведь каждый остеопат в России – это «штучный продукт», это индивидуальность, это самостоятельность, это индивидуальный носитель философии остеопатии, независимый «ходячий госпиталь-поликлиника». А это обязывает нас, преподавателей, быть терпимыми и индивидуальными в каждом случае.

Все что творится в странах «молодой остеопатии» ничем не отличается от нашей России – интриги, «борьба» за рынок между школами, а иногда и откровенная информационная «война», эмоции, взаимоозлобленность, завистничество. Дистанцироваться как можно максимально от всего этого «дыма-пыли» и работать с любовью в сердце к каждому слушателю и к стоящим за ним преподавателям – это ещё одно политическое кредо всей команды нашей школы «ПИЛОТ».










7. Путешествия в программах обучения школы «ПИЛОТ»


Начиная с 2008 года у школы последипломного остеопатического образования доктора Литвинова «ПИЛОТ» появились творческие планы, связанные с Северной Индией, где в предгорье Гималаев находится столица йогов всего мира – Ришикеш. Так получилось, что мой хороший друг Эммануэль пригласил меня в октябре 2008 года в Индию, а сам он так и не смог поехать… Эта 10-дневная поездка изменила многое в моей жизни и кое-что в истории школы «ПИЛОТ»… В её истории появились новые главы…

В Индии я приобрёл Ганэшена – чуткого друга, талантливого учителя – специалиста по динамической йоге и, в частности, по пранаяме… Доктор Ганэшен по основному образованию медик, но уже около 20 лет практикует традиционные подходы в поддержании здоровья и в самосовершенствовании. Ганэшен многое изменил в моей жизни – он привнес в неё только и только положительные перемены.

Никаких наставлений – только практика и практика, обсуждение практики, вопросы и ответы, новые вопросы… из практики… из медитаций… из жизни… – новые обсуждения и новые ответы. Систематические упражнения по дыхательным практикам йоги и медитации по определенным методическим схемам дали моему телу, моему духу, моему «Я» возможность измениться и укрепиться в своём новом состоянии. Результаты не заставили себя ждать – многие остеопатические биодинамические подходы стали получаться всё легче и легче, многое другое в рутинной остеопатической практике стало получаться также более легко – на «раз-два-три». Многое стало изменяться к лучшему вокруг меня и вокруг школы.

Через три месяца я снова в Индии, но уже не один!.. Со мною Эммануэль и два моих ассистента по школе – Дмитрий Сергеевич Чавычалов и Александр Ефимович Приходько. Новые упражнения, новые медитации, новые вопросы, новые ответы… Каждый день уже в 6.00 мы в пути – дышим, медитируем, шлифуем технику упражнений и дыхания; меняется тело, меняемся мы сами, меняется мир вокруг нас. Мы побывали в Ришикеше, мы пробыли несколько дней в самих Гималаях (в Ашраме рядом со старинным храмом), мы практиковали в огромном Гималайском госпитале. Мы вернулись другими…

Через год – в феврале–марте 2010 нашу поездку со всем её содержанием повторили ещё 12 врачей. Появились новые люди, пожелавшие также открыть для своего тела и разума что-то новое.























Февраль 2009 года.

Индия.  Гималайский госпиталь.

Слева на право: Дмитрий Чавычалов, Эммануэль Берштейн, наш учитель Ганэшен,

Игорь Литвинов, Ирина и Александр Приходько.

Последний день лечебной остеопатической практики в госпитале.

 Завтра едем в горы.

























Февраль 2010 года.

Первая группа слушателей школы «ПИЛОТ» в Индии.

На заднем плане Ашрам основанный Свами Рама (северная Индия окрестности г. Ришикеш).



Неплохой прогресс: 2008 год – один врач, 2009 год – четыре врача, 2010 год – двенадцать врачей. По планам школы «ПИЛОТ» – осенью 2010 года и зимой-весной 2011 года Индию должны были посетить более 40 слушателей (длительность поездки – около 10 дней, а количественный состав группы – до 5 человек). На сегодня Индию посещают лишь отдельные слушатели школы по индивидуальным планам.

В 2010 году ребята занимались не только с Ганэшеном… У нас появился ещё один учитель – Свами Прокаш! Будучи по основному образованию также медиком, он вот уже около двадцати лет изучает и практикует глубокие медитации, обучает традиционным подходам в совершенствовании и развитии духа и сознания.

В 2011 году Свами Прокаш приезжал на 2 месяца в Домодедово и проводил индивидуальные занятия и занятия в малых группах для слушателей школы «ПИЛОТ».

Мы подвели итоги поездки всех четырех групп российских врачей в Индию и строили планы на новый сезон. Однако все упростилось до нельзя проще – Ганэшен и Свами Прокаш готовы были принимать нас индивидуально, что ребята и делают в последние 5 лет.

В последующем мы провели в августе 2011 года два прекрасных семинара (6.1 и 6.2 читались впервые) на берегу великого озера Байкал.

В 2013 году был проведен первый продвинутый семинар для слушателей школы «ПИЛОТ» и всех желающих на тему «Диско-фуникулярные конфликты». А прошел он на Камчатке!!! Где мы более двух недель изучали одновременно местные вулканы, озера, реки, скалы, гейзеры и океан.










8. Партнеры школы «ПИЛОТ»


На сегодня прочно закрепилось учебно-методическое партнерство школы «ПИЛОТ» и двух последипломных остеопатических школ: школой Леопольда Бюске «Физиологические цепи» (Франция) и школой Джеймса Джилоса «Дыхание жизни» (США).

С первой я знаком заочно более 14 лет, а вот теперь мы вплотную сотрудничаем уже более 8 лет! Переведены на русский язык и изданы в России 8 книг Леопольда Бюске. Проведено два цикла из 8 семинаров для двух групп Российских остеопатов. Проходят стажировку 4 врача-остеопата, которым предстоит через 2–3 гола начать обучение этому великолепному методу диагностики и лечения в России.























20-25 сентября 2012 года прошли 2 первых семинара

для первой группы остеопатов в школе Леопольда Бюске

«Физиологические цепи»

г. Москва



Со второй школой также давние отношения. Я стал обучаться биодинамической остеопатии в этой школе с 2004 года. Это началось в Испании (под Барселоной) и преподавал её Кристиан Суливан. Через 5 лет я стал посещать семинары самого Джеймса Джилоса. Сначала в Швейцарии, потом в США (штат Орегон, город Эшланд).

А с 2013 года я и Наталья Макалютина были допущены в ряды преподавателей этой волшебной школы. На сегодня в школе Джеймса Джилоса работают по всему миру 24 преподавателя, включая нас – двух врачей-остеопатов из России.

В 2012 году мы организовали поездку большой группой (42 врача-остеопата из России и Латвии) в город Эшланд, США (штаб-квартира школы). Джеймс провел великолепный обобщающий семинар по первым четырем фазам его школы. В последующие годы многие ребята уже самостоятельно планируют свои поездки к Джеймсу группами или в одиночку.























7–11 ноября 2012 года прошёл семинар-конференция «ПРИНЦИПЫ»

по первым 5 семинарам в школе Джеймса Джилоса «Дыхание жизни»

США – штат Оригон – г. Эшланд





Начиная с 2013 года для врачей-остеопатов из России проводит семинары Вернер Ван Камп (Швейцария). Он читает как фазы базового курса, так и свои авторские клинические семинары по педиатрии.

Я рад наличию у школы «ПИЛОТ» таких партнеров. Это даёт возможность слушателям увидеть, почувствовать и применить весь диапазон диагностических и лечебных остеопатических подходов: от высшего пилотажа в структурном анализе и балансе тела до самого продвинутого на сегодня биодинамического подхода.

03.06.2015 г. Литвинов И.А. M.D., D.O.